Системы Обработки Почвы в Лесных Питомниках
В процессе выращивания посадочного материала почва в питомниках подвергается интенсивной обработке.
Так, чтобы вырастить 1-летние сеянцы по черному пару почву обрабатывают не менее 18 раз (зяблевая вспашка, весенняя культивация с боронованием, 4-кратная культивация пара, осеннее глубокое рыхление пара, предпосевная культивация с боронованием, механизированный посев, 6-кратный механизированный и ручной уход за почвами, выкопка сеянцев). При бессменном выращивании посадочного материала на одном и том же месте такая интенсивная обработка почвы ведет к распылению верхнего слоя, разрушению ее структуры, к ухудшению физико-механических свойств. Почва сильно уплотняется, образуется поверхностная корка и для растений складывается неблагоприятный водно-воздушный и тепловой режимы. Сильное уплотнение распыленной почвы и образование поверхностной корки затрудняет появление дружных всходов, а появившиеся в таких условиях проростки слабо развиваются и многие из них не достигают стандартных размеров или гибнут в начале развития. _При сильном уплотнении почвы у сеянцев во время выкопки обрываются корни, особенно мочки. Поэтому в постоянных питомниках необходимо внедрять правильные севообороты, которые являются основой высокой агротехники, кроме того, они способствуют определенному порядку и плановости в использовании продуцирующих площадей питомника.
Севообороты — это последовательное чередование выращиваемых культур во времени и по площади. Правильные севообороты сохраняют и повышают плодородие почвы, способствуют накоплению достаточного количества влаги, очистке поля от сорной растительности, борьбе с вредителями и болезнями растений и вместе с этим позволяют максимально использовать площадь по целевому назначению. Повышение плодородия почвы достигается применением эффективных приемов агротехники и введением в севооборот почвоулучшающих сельскохозяйственных культур (люпин, клевер, люцерна, горох и др.).
Повышения экономической эффективности севооборотов достигают совмещением пород с разными сроками выращивания в рамках одного севооборота. Например, используя соответствующее количество полей в одном севообороте, можно одновременно выращивать в посевном отделении сеянцы одно — и двухлетние, а в древесной школе — двух — и четырехлетние саженцы.